Различные предприятия предъявляются к качеству сжатого воздуха самые разные требования. Но основные принципы, как правило, остаются неизменны, это необходимость удаления из сжатого воздуха посторонних примесей.
Подготовка сжатого воздуха происходит в несколько этапов. Первый этап подготовки воздуха осуществляется на стадии всасывания атмосферного воздуха в компрессор. Воздушный фильтр, установленный на входе в компрессор, задерживает содержащиеся в атмосферном воздухе капельную влагу и твердые частицы в виде пыли. Дальнейшая подготовка сжатого воздуха осуществляется при помощи специального оборудования; циклонный сепаратор разделяет сжатый воздух и образовавшийся конденсат, конденсатоотводчики удаляют конденсат из пневмосистемы, осушитель сжатого воздуха удаляет содержащуюся в сжатом воздухе влагу, система фильтров сжатого воздуха задерживает твердые частицы и пары масел.
Подготовка сжатого воздуха на предприятии происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми пневматическим оборудованием к качеству сжатого воздуха. Качество сжатого воздуха выражается в виде классов подготовки воздуха. Основными параметрами классов очистки сжатого воздуха являются показатели содержания влаги, твердых частиц и содержание масла.
Классы подготовки сжатого воздуха по содержанию твердых частиц, масел и влаги
По ISO 8573.1 различают: классы по максимальному размеру d (мкм) и концентрации C (мг/куб.м) частиц, точке росы водяного пара Т (гр.С) и максимальному содержанию масла Oil (мг/куб.м).
По частицам |
По точке росы |
По маслу |
||||
Класс |
d, мкм |
C, мг/куб.м |
Класс |
Т, гр С |
Класс |
Oil, мг/куб.м |
1 |
0,1 |
0,1 |
1 |
-70 |
1 |
0,01 |
2 |
1 |
1 |
2 |
-40 |
2 |
0,1 |
3 |
5 |
5 |
3 |
-20 |
3 |
1 |
4 |
15 |
8 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
40 |
10 |
5 |
7 |
5 |
25 |
- |
6 |
10 |
- |
|||
7 |
не регламентируется |
Точка росы
Температура точки росы газа (точка росы) — это значение температуры газа (воздуха), ниже которой водяной пар, содержащийся в газе (воздухе), охлаждаемом изобарически (изобарический - термодинамический процесс), становится насыщенным над плоской поверхностью воды. Это классическое определение, но можно сформулировать и так: Точка росы – температура, при которой происходит конденсация водяного пара находящегося в воздухе. Точка росы определяет какое максимальное количество водяного пара может находится в воздухе. Если в документации пневматического оборудования указывается температура точки росы Dp (Dew point) без дополнительных индексов, как правило, имеется в виду давление равное одной атмосфере (0 изб.). Для пневмосистем более важным показателем является температура точки росы pDp (pressure Dew point) - при рабочем давлении.
Для обеспечения необходимого класса подготовки сжатого воздуха необходимо оборудование, которое должно быть четко согласованно с параметрами всей пневмосистемы. Поэтому крайне не корректно производить расчет пневмосистемы в отрыве от показателей необходимой степени очистки сжатого воздуха (класса воздуха).
Как правило, система подготовки сжатого воздуха включает в себя: входной фильтр (на входе в компрессор), охладитель сжатого воздуха, циклонный сепаратор, конденсатоотводчики, систему фильтрации, осушитель сжатого воздуха, сепаратор разделения конденсата на масло и воду, регулятор давления и лубрикатор (маслораспылитель).
Блок подготовки воздуха
Подготовка сжатого воздуха осуществляется в несколько этапов, но иногда в пневмосистему просто монтируется блок подготовки воздуха (регулятор давления с манометром, фильтр и лубрикатор - смонтированные в единый блок). Блок подготовки воздуха, установленный перед потребителем сжатого воздуха, обрезает избыточное давление, задерживает твердые частицы и сконденсированную влагу, а так же осуществляет автоматическую смазку оборудования (при необходимости). Но удалить воздушные и масляные пары, содержащиеся в сжатом воздухе, блок подготовки воздуха не может. А это означает, что процесс конденсации влаги и образование эмульсии будет происходить непосредственно в исполнительном механизме. Использовать блок подготовки воздуха без предварительной фильтрации и осушки сжатого воздуха малоэффективно, хотя и лучше чем ничего.
Как мы уже говорили ранее, все элементы пневматической системы неразрывно связанны между собой и просчеты в одном элементе могут оказать существенное влияние на работу всей пневмосистемы.
Подбор оборудования для обеспечения необходимого класса сжатого воздуха требует учета множества факторов таких как: тип компрессора, наличие встроенного охладителя и циклонного сепаратора, тип и производительность выбранного осушителя, пропускная способность и количество необходимых фильтров, потери давления в пневмолинии, температурный режим …